Таблица 2. Сопутствующие заболевания у вокалистовНозологическая формаЧисло наблюдений% к числу обратившихсяВазомоторный ринит1612,5Хронический фарингит2318,1Хронический тонзиллит118,6Хроническая пневмония21,5Хронический бронхит107,8Рецидивирующие ОРВИ75,5Аллергический ринит107,8Нейроциркуляторная дистония1310,2Гипертоническая болезнь64,7Дисфункция щитовидной железы32,3Гинекологические заболевания1210,1Заболевания желудочно-кишечного тракта1411,0Всего127100При изучении режима работы и отдыха певцов было установлено, что нагрузка на голосовой аппарат варьировала в зависимостиот стажа работы вокалиста, его занятости в репертуареи положенияв театре (солист или артист хора), а также занятий артиста педагогической деятельностью, наличия дополнительной работы в других театрах.
Минимальная нагрузка составила 1–2 чв день.Это были только уроки с концертмейстероми повторение уже готовых партий (у стажерови певцовсо стажем работы более 20 лет, занятых в партиях второго плана с участием в 2–4 спектакляхв месяц). Нагрузку 3–6 чв день имели артисты хора. Это — репетиции, повторение партий текущего репертуара и занятость в 12–15 спектакляхв месяц. Однако необходимо учитывать, что вокальные партии артистов хора менее сложны и ответственны по сравнению с партиями солистов, существует возможность взаимозамены артистов. Ведущие солисты в возрасте от 28 до50 летсо стажем работы 10–20 лет, активно занятые в репертуаре, имели ежедневную нагрузку до 7–8 ч (уроки с концертмейстером, разучивание новых партий с дирижером, оркестровые сценические прогоны текущих спектаклей, репетиции новых постановок). При этом иногда в силу организационных проблем (отсутствие необходимого количества исполнителей или болезнь страхующего солиста), особенности репертуарной политики театра (когда спектакль идет блоками по 45 представлений подряд), один и тот же исполнитель, помимо занятости в репетиционном процессе, вынужден был петь до 10–12 спектаклейв месяц, выступая иногда в совершенно разноплановых по тесситуре, технической и драматической сложности партиях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда певец вынужден петь партии, не свойственные его тесситуре. Например, когда лирический тенор поет партии драматического, или легкое центральное сопрано исполняет драматические или меццо-сопрановые роли. Пример из наших наблюдений.
Тенор, 29 лет. Наблюдается в течение3 лет. Образование высшее вокальное — консерватория. До поступленияв консерваторию окончил музыкальное училище, работал в хоре оперного театра. Сценический сольный стаж 3 года. Консерваторию заканчивал как лирический тенор. За время учебы к фониатру обращался только для профосмотров и по поводу простудных заболеваний. Из сопутствующих заболеваний имеет хронический тонзиллит (безангинную форму), хронический гастродуоденит, транзиторную гипертензию. Выпускные партии — Ленский, Альфред («Травиата»), Вертер, Надир. При поступлениив театр по организационным причинам был срочно введен в текущий репертуар и активно занят в новых постановках. В настоящий момент исполняемые партии: Ленский, Кассио, Неморино, Водемон, Гвидон, Баян, Эрнани. Репетирует партию Хозе (оркестровые прогоны, сценические репетиции, так как в ближайшее время планируется ввод в «Кармен») и Радамеса(с концертмейстером). Занят в 7–9 спектакляхв месяц и 4–5 концертахв филармонии. Периодически обращается в фониатрический кабинет с жалобамина першение, иногда боли в горле, сложностями с филировкой звука, быструю утомляемость голоса. При осмотре отмечались явления гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелковое состояние. Проводилась соответствующая терапия. Однократно был нетрудоспособен в течение10 дней по поводу микроузелков голосовых складок. В настоящее время поет весь репертуар, находится под постоянным наблюдением фониатра.
При блоковой системе проката спектакли проходили ежедневно: например, 3–4 спектакля «Аида» подряд, затем перерыв в 1–2 дня, затем 4 спектакля «Кармен» и т. д.
Естественно, что при такой нагрузке вокалисты не успевали восстанавливаться ни физически,ни эмоционально. Появлялись жалобы на общее неудовлетворительное состояние (слабость, раздражительность, сонливость, невозможность сосредоточиться) и жалобы, характерные для начинающихся функциональных заболеваний гортани (першение в горле, быстрая утомляемость голоса, сложности с филировкой звука, пением на "рiаnо и т. п.) При ларингоскопии отмечали сухость слизистой оболочки гортани, скопление вязкой слизи в узелковой зоне, отечность свободного края голосовых складок, усиление сосудистого рисунка, гиперемию, гипотонус голосовых складок. Ларингостробоскопическая картина характеризовалась замедлением фонаторных колебаний, уменьшением их амплитуды, неполным смыканием в фазе закрытия, иногда небольшой асинхронностью колебаний. Время максимальной фонации уменьшалось до 11–13 су женщин и 16–19 су мужчин.
Помимо основной нагрузки в театре, многие вокалисты независимо от стажа работы занимаются гастрольно-концертной деятельностью. График гастролей при этом составляется в зависимостиот занятости певца в театре,и зачастуюу артистов, активно задействованных в текущих спектаклях, гастрольные поездки и спектаклив театре состыкуются очень плотно, т. е. певец успевает только приехать, спеть спектакль и возвращается обратно без необходимого отдыха. При таком режиме значительно увеличивается нагрузка на голосовой аппарат и весь организм в целом, что создает дополнительный риск возникновения профессиональных заболеваний гортани и обострения сопутствующих хронических заболеваний за счет перегрузок и ослабления адаптационных возможностей организма.
Также необходимо учитывать, что многие из певцов с 10-летним и более длительным стажем работы нередко занимаются педагогической деятельностью, что обычно составляет 3–4 ч занятий в среднем2–3 разав неделюс учениками, имеющими различные типы голосов. Во время уроков педагог, помимо объяснения, как правило, еще и демонстрирует различные технические приемы, которые могут быть не свойственны постоянному типу его голоса. При прослушивании учеников, которые еще не полностью освоили правила пения и поютс техническими ошибками, перегружая гортань, идет опосредованное воздействие через ЦНС на голосовой аппарат педагога, который подсознательно включается в работу, что тоже оказывает на него неблагоприятное воздействие.
Вредные привычки, такие как курение и злоупотребление алкоголем, негативно влияющие на голос,в обследованной нами группе не имели широкого распространения. Курящих было выявлено 29 человек,из нихсолистов —8 человек, артистов хора — 21. Как правило, все они являлись обладателями низких голосов (меццо-сопрано, альты, басы) и были заняты лишь во вторых партиях или имели сравнительно небольшую нагрузку в театре. Злоупотребления алкоголем отмечено не было.
У стажеров, солистов с небольшим стажем работы и у вокалистов, поющих более 25–30 лет,мы наблюдали ситуации, когда певцы злоупотребляли певческими приемами и тем самым создавали излишнюю нагрузку на гортань («твердая» атака, форсировка звука, неправильная координация мышц гортани при пении, особенно при смене регистров — так называемый «зажим гортани»). Это в свою очередь способствовало возникновению профессиональных заболеваний голосового аппарата. Подобные ситуации также возникали в случаях, когда вокальная партия не соответствовала техническим возможностям, типу голоса, опыту певца.
Что касается стажеров и начинающих солистов, то они, как правило, оказывались заложниками некачественной собственной вокальной подготовки в связис тем, что в процессе обучения неточно выполняли указания педагога или неправильно интерпретировали предлагаемый материал. В отдельных случаях педагоги в процессе обучения изначально неверно определяли тип голоса и обучение велось с перегрузкой голосового аппарата и формированием неправильного механизма голосоведения.
Нередки случаи, когда постановщик, учитывая только внешние и артистические данные начинающего исполнителя, назначал его на партии, для исполнения которых необходимы достаточный сценический и жизненный опыт и отработанная вокальная техника. В результате начинающий певец, сталкиваясь с непосильным для него материалом и испытывая при этом давление со стороны режиссера и дирижера, ощущал психологический дискомфорт, но пытался любыми средствами выполнить поставленные задачи. Вокалисты применяли порочные технические приемы, увеличивали время занятий с концертмейстером, иногда занимались дополнительно с другими педагогами. В итоге это приводило не толькок возникновению функциональных и органических заболеваний гортани (гипотонусные, гипогипертонусные дисфонии, фонастении, сосудистые реакции, узелки голосовых складок), но и иногдак психологическим срывам, вплоть до развития комплекса неполноценности, когда уже приходилось прибегать к помощи психолога. Пример из наших наблюдений.
Певец, 38 лет. Наблюдается в течение5 лет. Образование высшее — консерватория. Вокальный стаж —17 лет.Стаж сольногопения —12 лет.До поступленияв консерваторию пел в самодеятельности, специального образования не имел.К фониатру прежде не обращался.Из сопутствующих заболеваний имеет хронический гастрит, хронический субатрофический фарингит, нейроциркуляторную дистонию (смешанная форма). В консерватории обучался как лирический тенор. В процессе обучения неоднократно возникали проблемы с верхним регистром, переходными нотами (фа, фадиез). Сам певец отмечал, что легче петь партии центральные и с баритональной тесситурой, нежели ярко выраженные лирические. Постоянно находился под наблюдением фониатра по поводу гипотонусной дисфонии, маргинального хордита, предузелкового состояния. Вокальный педагог и фониатр давали заключение о том, что вокалист недостаточно четко и правильно выполняет указания педагога. Никаких дополнительных методов исследования (определение певческой форманты, голосового поля) не проводилось. Периодически певец лечился у фониатра по поводу вышеуказанной патологии. Консерваторию закончил с удовлетворительным состоянием голосового аппарата.
После поступления в театр был введен во все партии лирического тенорового репертуара и был активно занят в спектаклях. Однако через некоторое время вновь возникли проблемы с переходными нотами, верхним регистром (появились неточность в интонировании нот, тремоляция). Клинически наблюдались явления гипо-гипертонусной дисфонии, микроузелки голосовых складок. Проведено фониатрическое лечение, фонопедия с вокальным педагогом с целью преодоления технических трудностей с верхним теноровым регистром, однако существенных результатов не достигнуто.У певца начала развиваться клиника острой фонастении, невроза. По рекомендации врача артист был отправлен в творческий отпуск, консультирован психологом. После отпуска было отмечено существенное улучшение состояния как голосового аппарата, так и психологического статуса. Было произведено определение певческой форманты, которая соответствовала баритону. Однако вокалист продолжал искать себя как тенор, усугубляя свои вокальную и психологическую патологию. За время нашего наблюдения неоднократно лечился по поводу гипотонусной дисфонии, маргинального ларингита. Дважды на фоне пения в больном состоянии (ОРВИ), используя форсирование звука, перенес кровоизлияние в голосовую складку. В настоящее время поет только партии второго плана с незначительной занятостью в репертуаре.
У вокалистов со стажем более 25–30 лет, много лет исполнявших ведущие партии, в силу возрастных изменений голосового аппарата, а также имеющихся сопутствующих заболеваний снижались технические возможности голосового аппарата, терялась свежесть и сила голоса. Однако певцы не могли психологически перестроиться на переходна роли второго плана и продолжали пытаться петь первые партии, перегружая гортань и провоцируя возникновение ее заболеваний.
По данным проведенных исследований, мы составили таблицу структуры заболеваемости голосового аппарата у вокалистов(табл. 3).
Таблица 3. Структура заболеваемости голосового аппарата у вокалистовЗаболеваниеЧисло больныхмужчиныженщинывсего%Гипотонусная дисфония12152721,2Гипертонусная дисфония2132,3Гипогипертонус1232,3Острый ларингит12172922,8Маргинальный хордит891713,3Хронический ларингит4262Фонастения1232,3Вазомоторный монохордит-221,5Kровоизлияния7121914,9Микроузелки6131914,9Kонтактная гранулема2-21,5Итого5473127100При оценке результатов исследования мы также обратили внимание на ряд закономерностей возникновения заболеваний голосового аппарата у вокалистов. Так, например, гипотонусная дисфония, маргинальный хордит, фонастения возникали преимущественно у женщин — обладательниц высоких голосов. Гипертонусная дисфония, хронический ларингит, маргинальный хордит отмечены в основному мужчинсо среднимии низкими голосами. Кровоизлияния в голосовую складку являлись прерогативой вокалистов с высокими голосами (сопрано, тенор), часто злоупотребляющих форсировкой звука и «твердой атакой» на верхних нотах. Также была выявлена достаточно четкая зависимость возникновения ряда заболеваний голосового аппарата от типа голоса певца, который, помимо анатомического строения гортани и резонаторов,в значительной степени определяется типом нервной деятельности пациента. Так, особая склонность к образованию узелков отмечается у тенорови меццо-сопрано, имеющих, как правило, достаточно лабильную психику и поющих партии с достаточно большой разницей в тесситуре. Контактные гранулемы, маргинальные хордиты мы наблюдалив основному обладателей низких голосов — альтов, басов, т. е.у певцов, использующих преимущественно грудной регистр.
На основании полученных данных были разработаны рекомендации для руководства театров и вокалистов,с учетом которых составлялись как расписания занятий отдельных певцов, так и всего репетиционного процесса в театре, планы ввода солистов на новые партии, графики гастролей и объемы вокальной нагрузки на артистов. Применение данных рекомендаций, т. е. равномерное распределение вокальной нагрузки в течение месяца и сезона, назначение певца на партии, соответствующие его техническим и актерским возможностям, постоянный контроль фониатра при вынужденных перегрузках голосового аппарата, наблюдение узких специалистов при наличии сопутствующих хронических заболеваний и соблюдение режима работы и отдыха позволило снизить заболеваемость голосового аппарата певцов в обследуемых труппах в среднем на 15-20%.
Вестник оториноларингологии, N 5–2000,стр. 13-17 1. Василенко Ю. С.,Кажлаев О. М.О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов. Вестн оторинолар 1982; 5: 60–64.
2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М: Музыка 1968.
3. Дмитриев Л. Б.,Телеляева Л. М.,Таптапова С. Л.,Ермакова И. И. Фониатрияи фонопедия. М: Медицина 1990.
4. Ермолаев Л. А.,Морозов В. П.,Лебедева Н. Ф. Руководство по фониатрии. Л: Медицина 1970.
5. Максимов И. Фониатрия. Пер. с болг. М: Медицина 1990.
6. Павлихин О. Г.,Изгарышева З. А. Профессиональные нарушения голоса по данным обращаемости. Вопр. практической фониатрии (материалы международного симпозиума 27–29 мая1997 г.).М 1997;158–159.
7. Павлихин О. Г.,Изгарышева З. А. Профилактика заболеваний голосового аппарата у оперных певцов. Актуальные проблемы фониатрии и сурдологии (материалы научно-практической конференции 2124 мая1998 г.).М 1998;60–62.
8. Stokley R. A. Respiratory defenses. Humoral and cellular mechanism. Respiratory Medicine. 2 nd Ed. W. B. Saunders Co. Ltd. London 1995; 1: 192–211.
9. Wendler J.,Seidmer W. Lehrbuch der Phoniatrie. Lpz 1977; 348.
10. Wendler J. Stroboscopy.J Voice 1992; 6: 149–154.
11. Wilson D. K. Voice problem of children. St. Petersburg, Florida 1987; 448.