Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Январь » 11 » Кафедра гигиены труда и профессиональных болезней с курсом ИПО :: Кафедра профессиональных болезней бгму
03:13

Кафедра гигиены труда и профессиональных болезней с курсом ИПО :: Кафедра профессиональных болезней бгму





кафедра профессиональных болезней бгму

Опубликовано: 29-08-2009, 13:02

Рездел: ---
Кафедра гигиены труда и профессиональных болезней с курсом ИПО

Сотрудники кафедры


Кафедра гигиены труда и профессиональных болезней с курсом ИПО
Терегулова Закия Сагадатовна - зав. кафедрой
Родилась 02.07.1943 г. д. Сурган – Узяк Хайбуллинского района РБ.
Терегулова З.С. училась в Сибайском медучилище (1960-1963 г.г.), работала в Учалинском ЦРБ. После окончания БГМИ в 1971 г.- участковый врач, цеховой врач (1971-1974 г.г.). С 1974 г. зам. гл. врача по лечебной работе УФНИИ ГТПЗ, с 1981 г. – главный врач там же. С 1985 г. в БГМИ: с 1985-2000 г. - проректор по учебной работе, с 2000 г. – руководитель Научно–производственного центра медико – экологических проблем и экологической безопасности, одновременно заведующая организованной ею кафедры клинической токсикологии и профзаболеваний с курсом ИПО лечебного факультета.
Основные проблемы научных исследований Терегуловой З.С.:
- профилактика профпатологии у рабочих нефтехимических производств;
- методы детоксикации организма;
- вопросы медицинской экологии;
- вопросы медицины труда;
- разработка экопротективных средств;
- разработка рецептур продуктов с сорбционными свойствами.
В настоящее время Терегулова З.С. врач высшей категории, заслуженный врач РБ, д.м.н, профессор, терапевт – профпатолог, токсиколог. Отличник здравоохранения РФ. Член межведомственного совета по медицинским проблемам института питания РАМН. Руководитель Научно – производственного центра медико – экологич. проблем и экологической безопасности. Главный токсиколог МЗ РБ. Член Научно- редакционного совета издательства «Башкирская Энциклопедия». Член редакционного совета «Табигат»
Терегулова З.С автор более 225 научных работ, в том числе - 3 монографии, 4 руководства для врачей, 2 патента. Под ее руководством подготовлены 9 кандидатов наук и 3 доктора наук.

Максимов Геннадий Григорьевич (29.03.1940 г. г.Уфа), токсиколог, доктор мед. наук по специальности «Гигиена труда» (1990), профессор (1992), Заслуженный врач БАССР (1986), отличник здравоохранения СССР (1980), врач высшей категории, награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР (1985), Золотым дипломом Академии наук о Земле (1998), знаками «Победитель социалистического соревнования» (1978), «Ударник ХI пятилетки СССР (1983), медалью ветеран труда (1990).
После окончания БГМИ (1963) по специальности «лечебное дело» - зав. Аксеновской врачебной амбулатории, главный врач Кызыльской участковой больницы Альшеевского района РБ, в 1966 – 1969 г. целевой аспирант отдела промышленной токсикологии НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (г. Москва), в 1969 – 1996 г. младший, старший научный сотрудник, руководитель лаборатории промышленной токсикологии, главный научный сотрудник отдела токсикологии, с 1984 г. – заместитель директора по научной работе Уф НИИ ГиПЗ (с 1992 МТ и ЭЧ), с 1996 заведующий курсом клинической токсикологии и профессиональных болезней ИПО БГМУ, с 2005 г. по настоящее время заведующий курсом гигиены труда и профболезней ИПО.
Научная деятельность посвящена проблемам токсикологии, гигиены труда, профпатологии и экологии. Принимал участие в научном обосновании территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП) Западной Сибири, Оренбургского и Астраханского ТХК. Исследовал первые импортные и отечественные реагенты для нефтяной промышленности, впервые научно обоснованы возможности использования для лечебных целей новых термальных источников курорта «Янгантау», методы контроля за безопасностью условий труда клейщиц на предприятиях РТИ, а также операторов производства нитей стекловолокна, что позволило разработать рекомендации по предупреждению развития профессиональных раков кожи на ОАО «Стеклонит».
Научные направления: комплексное и кожно-резорбтивное действие ядов; гигиеническое регламентирование, моделирование и прогноз опасности токсикантов; токсикокинетика и токсикодинамика ядов. Автор концепции безопасного стажа работы в контрактной системе трудоустройства и нового направления в медицине труда - прогностической профилактики. Его приоритеты – в научном обосновании и разработке новых параметров токсикометрии в количественной токсикологии (порок острого специфического действия и зона специфического действия, как мера количественной оценки выраженности избирательных свойств токсикантов) и физической стадии детоксикации в токсикокинетике ядов; в разработке оригинальной методологии ускоренного обоснования гигиенических регламентов на допустимое содержание токсикантов в воздухе рабочей зоны, обладающих выраженным избирательным действием, и принципиально новой системы прогноза опасности токсикантов различной химической структурой на разных стадиях их разработки – от компьютерного конструирования до внедрения в производство, в конструировании новых типов затравочных камер для моделирования в эксперименте изолированного, комплексного и комбинированного действия ядов и разработке методов исследования избирательного действия ядов на органы дыхания.
Автор более 400 научных трудов, в том числе 12 монографий, 8 изобретений и патентов, 18 рацпредложений отраслевого уровня (РСФСР), 18 гигиенических регламентов и 11 методических указаний союзного уровня внедрения, 15 учебных пособий, редактор 20 сборников научных трудов и материалов научных конференций.
Под его руководством защищены 3 докторские (З.С. Терегулова, 1994 г., Л.Б. Овсянникова, 2001 г., В.О. Красовский, 2002 г.) и 9 кандидатских диссертаций (В.В. Попучиев, 1985 г., В.М. Ахметов, 1987 г., Э.Ф. Репина, 1989 г., Р.Г. Булгаков, 1991 г., С.М. Сафонникова, 1991 г., Р.Р. Бадретдинов, 2000 г., Ш.З. Гильманов, 2000 г., О.В. Тюрина, 2000 г., А.М. Попков, 2001 г.).
Общественное признание: член Проблемной комиссии «Научные основы гигиены труда и профпатологии» АМН СССР (1970 – 1995 г.), член Правления Всесоюзного научного общества токсикологов (1980 – 1990 г.), председатель секции «Токсикология сероорганических соединений» проблемной комиссии ГКНТ СССР «Научные основы химии сероорганических соединений» (1985 – 1990 г.), член Ученого медицинского Совета Госкомитета санэпиднадзора РФ (1988 – 1995 г.), зам. председателя докторского диссертационного совета БГМУ (1998 – 2003 г.), член ученого совета института последипломного образования БГМУ (с 1996 г.).


ТРЕБОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР К СТУДЕНТАМ
На практические занятия, независимо от темы, каждый студент обязан приносить:
1. Учебник, (учебные пособия, методические указания и т.п.), которые могут понадобиться в процессе самостоятельной работы с больными и при формировании диагноза, выводов по данным обследования.
2. План исследования больного.
3. Стето - или фонедоскоп.
4. Рабочая тетрадь для практических занятий.
5. Конспекты лекций чтобы преподаватель имел возможность их посмотреть.

ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ

1. Опрятность в одежде. На занятия являться в халате, чепчике.
2. Скромность в украшениях и косметике.
3. Чистые руки с подстриженными ногтями.
4. Сменная обувь.



ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1. За каждое пропущенное занятие требуется представить оправдательный документ. В случае его отсутствия пропуск будет квалифицироваться как прогул и без допуска из деканата студент к дальнейшим занятиям не допускается.

2. Все темы, пропущенные по уважительной причине подлежат отработке по решению деканата. При не отработке материала к сроку, назначенному деканатом, преподаватель оставляет за собой право не допускать студента к последующим занятиям.

3. Пропущенные лекции также отрабатываются.
4. Староста составляет расписание дежурств студентов на занятии.
Дежурный приводит в порядок помещение после занятия.


ОТРАБОТКА ПРОПУЩЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ЗАНЯТИЙ ПО СРЕДАМ С 14.00 ДО 16.00 ДЕЖУРНОМУ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


ВИДЫ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Аудиторные:
- лекции;
- практические занятия;
- семинары.

Внеаудиторные – УИРС:
- составление учебных историй болезней;
- изучение документов, методических указаний, предусматривающих темы по выбору студентов.

Методы активного обучения студентов, используемые на кафедре:
- клинический разбор в условиях стационара;
- компьютерные версии деловых игр и ситуационных задач;
- реферативные сообщения студентов по актуальным вопросам профпатологии (проработка литературы за последние 2 - 3 года).

Система контроля усвоения знаний и качества образовательного процесса:
- Использование педагогических измерительных материалов, включающих комплект тестового контроля исходного, промежуточного и конечного уровня знаний, (в том числе по элективным курсам), компьютерные тестовые задачи;
- Использование комплектов ситуационных задач по дисциплинам, в том числе электронные средства контроля;
- Защита учебных историй болезни;
- Выполнение курсовых работ студентами 6 курса (на 2 этапе ИГА)
На кафедре для студентов медико-профилактического факультета проводятся элективные занятия по профессиональным болезням (отв. доцент к.м.н. Абдрахманова Е.Р.), по гигиене труда (отв. ассистент Хусаинова А.Х.)


Тематический план лекций по профессиональным болезням для студентов лечебного факультета (IX - X семестр )

1. Введение в клинику профессиональных болезней. Современные задачи промышленной экологии и медицины труда. Классификация профессиональных болезней. Понятие о списке профессиональных болезней. Знакомство с медицинским обслуживанием рабочих (2 часа).
2. Пылевые болезни легких (пневмокониозы, пылевой бронхит). Профессиональные аллергозы (профессиональная бронхиальная астма) (2 часа).
3. Профессиональные заболевания от воздействия химических факторов. Профессиональные интоксикации (острые и хронические) нефтепродуктами, ароматическими углеводородами, пестицидами. Металлотоксикозы (2 часа).
4. Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов: вибрационная болезнь; влияние интенсивного шума на организм (2 часа).
5. Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем. Заболевания опорно-двигательной и нервно-мышечной систем. (2 часа).

Тематический план практических занятий по профессиональным болезням для студентов лечебного факультета
1. Современные задачи профпатологии и медицины труда. Классификация профессиональных болезней. Вопросы экспертизы трудоспособности и диспансеризации при профессиональных болезнях Врачебно-трудовая экспертиза при профессиональных болезнях. Вопросы медико-социальной реабилитации. Расследование причин развития профессиональных болезней и несчастных случаев (острых отравлений на производстве). Акт расследования профессиональных заболеваний (4 часа).
2. Знакомство с медицинским обслуживанием рабочих, особенности клинического обследования больных с профессиональными заболеваниями. Законодательные и нормативно-методические документы в профпатологии. Принципы организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. (4 часа).
3. Пылевые болезни лёгких (пневмокониозы, пылевой бронхит). Профессиональные аллергозы (профессиональная бронхиальная астма). Клиника, диагностика, лечение, вопросы экспертизы, лечение (6 часов).
4. Заболевания, вызываемые воздействием химических факторов. Профессиональные интоксикации (острые и хронические) ароматическими углеводородами, нефтепродуктами. Профессиональные интоксикации пестицидами. Металлотоксикозы (интоксикации свинцом, ртутью, марганцем). (6 часов).
5. Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов: вибрационная болезнь; влияние интенсивного шума на организм (нейросенсорная тугоухость) Влияние электромагнитных излучений диапозона радиочастот и лазерного излучения. (4 часа).
6. Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем. Заболевания опорно-двигательной и нервно-мышечной систем. (4 часа).
7. Итоговое занятие. Защита историй болезни.
• Программа для студентов лечебного и педиатрического факультетов предусматривает самостоятельное составление истории болезни курируемого больного.


Тематический план практических занятий по клинической токсикологии для студентов лечебного факультета
1. Введение в клиническую токсикологию. Вопросы общей токсикологии. Структура и распространенность острых отравлений. Классификация ядов. Механизм действия ядов. Понятие о токсикокинетике и токсикодинамике ядов. Классификация острых отравлений. Принципы диагностики. Организация специализированной помощи при острых отравлениях. Современные методы лечения острых отравлений. Синдромная терапия острых отравлений. Методы детоксикации организма (методы усиления естественной детоксикации организма, методы экстракорпоральной детоксикации (эфферентной гемокоррекции) - гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез и др., показания и противопоказания). Антидотная терапия острых отравлений. Классификация антидотов по механизму действия. Особенности реабилитация в посттоксическом периоде.
2. Вопросы частной токсикологии. Острые отравления алкоголем, медикаментами нейропсихофармакологического действия, химическими веществами прижигающего действия, техническими жидкостями, веществами раздражающего действия (хлор, аммиак и др.). Распространенность острых отравлений. Клиника, диагностика, методы лечения.

Тематический план лекций по профессиональным болезням для студентов педиатрического факультета
1. Введение в клинику профессиональных болезней. Современные задачи промышленной экологии и медицины труда. Классификация профессиональных болезней (2 часа).
2. Пылевые болезни легких (пневмокониозы, пылевой бронхит) Профессиональные аллергозы (профессиональная бронхиальная астма) (2 часа).
3. Профессиональные интоксикации пестицидами. Профессиональные интоксикации (острые и хронические) нефтепродуктами, ароматическими углеводородами. (2 часа)
4. Металл отоксикозы (интоксикации свинцом, ртутью, марганцем). Влияние вредных химических факторов на организм женщин. (2 часа).
5. Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов: вибрационная болезнь; влияние интенсивного шума на организм,Влияние вредных физических факторов на организм женщин (2 часа).
6. Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем. Заболевания опорно-двигательной и нервно-мышечной систем. Особенности профессиональных заболеваний у работников агропро¬мышленного комплекса (2 часа).
7. Знакомство с медицинским обслуживанием рабочих. Влияние вредных производственных факторов на женский организм и репродуктивную функцию. (2 часа).

Тематический план практических занятий по профессиональным болезням для студентов педиатрического факультета
1. Современные задачи профпатологии и медицины труда. Классификация профессиональных болезней. Список профессиональных болезней. Вопросы экспертизы трудоспособности и диспансеризации при профессиональных болезнях Врачебно-трудовая экспертиза при профессиональных болезнях. Вопросы медико-социальной реабилитации. Расследование причин развития профессиональных болезней и несчастных случаев (острых отравлений на производстве). Акт расследования профессиональных заболеваний (4 часа).
2. Знакомство с медицинским обслуживанием рабочих, особенности клинического обследования больных с профессиональными заболеваниями. Законодательные и нормативно-методические документы в профпатологии. Принципы организации и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Основные производственные факторы оказывающие неблагоприятное воздействие на репродуктивную функцию женщин, здоровье плода и новорожденных. (4 часа).
3. Пылевые болезни лёгких (пневмокониозы, пылевой бронхит). Профессиональные аллергозы (профессиональная бронхиальная астма). Клиника, диагностика, лечение, вопросы экспертизы, лечение (6 часов).
4. Заболевания, вызываемые воздействием химических факторов. /Профессиональные интоксикации (острые и хронические) ароматическими углеводородами, нефтепродуктами. Профессиональные интоксикации пестицидами. Металлотоксикозы (интоксикации свинцом, ртутью, марганцем). (6 часов).
5. Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов: вибрационная болезнь; влияние интенсивного шума на организм (нейросенсорная тугоухость). Влияние электромагнитных излучений диапозона радиочастот и лазерного излучения. (4 часа).
6. Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем. Заболевания опорно-двигательной и нервно-мышечной систем. (4 часа).
7. Итоговое занятие. Защита историй болезни.


Тематический план лекций по гигиене труда для медико - профилактического факультета (IX -X семестр)

1. Введение. Предмет, задачи, методы гигиены труда. Система санитарного надзора в области гигиены труда. Понятие о вредных и опасных производственных факторах: их классификация, влияние на работоспособность и здоровье. (6 часов).
2. Организационные аспекты деятельности служб гигиены труда. Функциональные обязанности врача по гигиене труда. Основные законодательные материалы по гигиене и охране труда. (6 часов).
3. Основы физиологии и психологии труда. Основные понятия и методы физиологии и
психологии труда. Виды умственного и физического труда. Функциональные изменения
отдельных органов и систем при работе. Организация и проведение изучения функционального состояния организма в условиях производства. Классификация по тяжести и напряженности труда. Основные направления повышения работоспособности. (6 часов).
4. Производственный микроклимат: понятие, его виды. Характеристика основных параметров и методы их оценки. Биологическое действие основных параметров на организм человека и его работоспособность. Гигиенические принципы нормирования производственного микроклимата. Особенности микроклимата при разных видах работ. Инфракрасное излучение: его источники на производстве. (6 часов).
5. Производственный шум. Физические характеристики, основные источники, методы оценки и единицы измерения. Шумовая болезнь. Профилактика. Производственная вибрация. Источники, физические параметры, гигиенические характеристики вибрации. Действие вибрации на организм. Вибрационная болезнь, профилактика.(6 часов).
6. Ультразвук, инфразвук. Физические характеристики, действие на организм. Меры по ограничению неблагоприятного влияния на работающих. (6 часов).
7. Электромагнитные, электрические и магнитные поля. Классификация, основные источники, гигиеническое нормирование. Действие на организм. Меры по ограничению неблагоприятного влияния на работающих. Ультрафиолетовое излучение. Источники. Биологическое нормирование и меры защиты. Лазерное излучение. Принципы работы лазеров, их классификация, области применения в промышленности и медицине. Действие лазерного излучения. Средства защиты (6 часов).
8. Пониженное и повышенное воздушное давление. Виды работ, условия работы и факторы вредности при кессонных и водолазных работах. Кессонная, горная и высотная болезни, условия возникновения и клинические проявления. Медицинский отбор и специальная тренировка. Аэроионизация производственных помещений.
(6 часов).
9. Производственная пыль. Источники и способы образования пыли. Классификация, физические и химические свойства пыли. Профессиональные заболевания, обусловленные действием пыли. Методы и средства борьбы с пылью. Лечебно-профилактические мероприятия. (6 часов).
10. Промышленная общая токсикология, задачи, цели. Классификация промышленных ядов. Принципы гигиенической регламентации вредных веществ. Острые и хронические профессиональные отравления.(6 часов).
11. Частная токсикология. Важнейшие промышленные яды: свинец, ртуть, металлы, раздражающие газы, органические растворители, канцерогены, ядохимикаты, биопрепараты и др. Профилактика интоксикации. ( 10 часов).
12. Биологический фактор. Характер влияния на организм, общая и профессиональная заболеваемость. Меры и средства профилактики. Санитарное законодательство и нормативы. (6 часов).

Тематический план практических занятий по гигиене труда для медико -профилактического факультета (IX-X семестр)

1. Введение. Предмет, задачи, методы гигиены труда. Система санитарного надзора в области гигиены труда. Понятие о вредных и опасных производственных факторах: их классификация, влияние на работоспособность и здоровье. (6 часов).
2. Организационные аспекты деятельности служб гигиены труда. Функциональные обязанности врача по гигиене труда. Основные законодательные материалы по гигиене и охране труда. (6 часов).
3. Основы физиологии и психологии труда. Основные понятия и методы физиологии и
психологии труда. Виды умственного и физического труда. Функциональные изменения
отдельных органов и систем при работе. Организация и проведение изучения функционального состояния организма в условиях производства. Классификация по тяжести и напряженности труда.Основные направления повышения работоспособности. (6 часов).
4. Производственный микроклимат: понятие, его виды. Характеристика основных параметров и методы их оценки. Биологическое действие основных параметров на организм человека и его работоспособность. Гигиенические принципы нормирования производственного микроклимата. Особенности микроклимата при разных видах работ. Инфракрасное излучение: его источники на производстве. (6 часов).
5. Производственный шум. Физические характеристики, основные источники, методы оценки и единицы измерения. Шумовая болезнь. Профилактика. Производственная вибрация. Источники, физические параметры, гигиенические характеристики вибрации. Действие вибрации на организм. Вибрационная болезнь, профилактика.(6 часов).
6. Ультразвук, инфразвук. Физические характеристики, действие на организм. Меры по ограничению неблагоприятного влияния на работающих. (6 часов).
7. Электромагнитные, электрические и магнитные поля. Классификация, основные источники, гигиеническое нормирование. Действие на организм. Меры по ограничению неблагоприятного влияния на работающих. Ультрафиолетовое излучение. Источники. Биологическое нормирование и меры защиты. Лазерное излучение. Принципы работы лазеров, их классификация, области применения в промышленности и медицине. Действие лазерного излучения. Средства защиты (6часов).
8. Пониженное и повышенное воздушное давление. Виды работ, условия работы и факторы вредности при кессонных и водолазных работах. Кессонная, горная и высотная болезни, условия возникновения и клинические проявления. Медицинский отбор и специальная тренировка. Аэроионизация производственных помещений. (6 часов).
9. Производственная пыль. Источники и способы образования пыли. Классификация, физические и химические свойства пыли. Профессиональные заболевания, обусловленные действием пыли. Методы и средства борьбы с пылью. Лечебно-профилактические мероприятия. (6 часов).
10. Промышленная общая токсикология, задачи, цели. Классификация промышленных ядов. Принципы гигиенической регламентации вредных веществ. Острые и хронические профессиональные отравления.(6 часов).
11. Частная токсикология. Важнейшие промышленные яды: свинец, ртуть, металлы,
раздражающие газы, органические растворители, канцерогены, ядохимикаты, биопрепараты и др. Профилактика интоксикации. (10 часов).
12. Биологический фактор. Характер влияния на организм, общая и профессиональная
заболеваемость. Меры и средства профилактики. Санитарное законодательство и нормативы. (6 часов).

Тематический план лекций по гигиене труда для медико – профилактического факультета (XI -XII семестр)
1. Гигиенические основы производственной вентиляции. Значение, классификация, принципы устройства. Кондиционирование воздуха, показания к применению его на производстве. Гигиенические требования к производственной вентиляции. (6 часов).
2. Гигиенические основы производственного освещения. Основные светотехнические понятия и единицы. Основные зрительные функции и их зависимость от освещенности. Виды производст¬венного освещения. Гигиеническое нормирование. (6 часов).
3. Методы организации и проведения предупредительного санитарного надзора при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Гигиеническая оценка проектов и санитарный контроль за строительством. (6 часов).
4. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Понятия об основных и дополнительных СИЗ, гигиенические требования к ним. Спецодежда, спецобувь, средства защиты глаз, головы, органов слуха и дыхания. Методы оценки эффективности. (6 часов).
5. Вопросы гигиены труда женщин и подростков. Влияние вредных факторов производственной среды на женский организм. Особенности гигиены труда подростков. Основные противопоказания к применению труда женщин и подростков. Законодательства по охране труда женщин и подростков. (6 часов).
6. Гигиена труда в сельскохозяйственном производстве, животноводстве. Технологии, вредные и опасные производственные факторы, состояние здоровья, заболеваемость и травматизм работающих. (6 часов).
7. Гигиена в горнодобывающей промышленности. Основные способы добычи полезных ископаемых. Характеристика условий труда. Общая и профессиональная заболеваемость (6 часов).
8. Гигиена труда в металлургии. Основные производственные процессы, используемое оборудование. Ведущие вредные факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная заболеваемость металлургов, производственный травматизм. (6 часов).
9. Гигиена труда в машиностроении. Производственные процессы, оборудование. Условия труда основных и вспомогательных цехах. Общая и профессиональная заболеваемость. Основные направления оздоровления условий труда.
10. Гигиена труда в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической
отраслях промышленности. Технологии, используемое оборудование. Ведущие производственные
факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная
заболеваемость работающих. (6 часов).
11. Гигиена в промышленности строительных материалов и строительном производстве. Общие характеристики, виды, технологии производства. Основные неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная заболеваемость рабочих. (6 часов).
12. Гигиена при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Значение атомной энергии, гигиенические проблемы. Атомная электростанция. Характер радиоактивных отходов. Меры и средства защиты работающих. Медицинское наблюдение за состоянием здоровья, противопоказания к приему на работу. (6 часов).
13. Гигиена труда медицинских работников. Профессиональная заболеваемость. (6 часов).
14. Санитарно-гигиеническое обследование промышленных предприятий (с посещением базовых промышленных предприятий.). Разработка оздоровительных рекомендаций по улучшению условий труда и отдыха работающих, профилактике производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости. (12 часов).


Тематический план практических занятий по гигиене труда для медико -профилактического факультета (XI-XIIсеместр)
1. Гигиенические основы производственной вентиляции. Значение, классификация, принципы устройства. Кондиционирование воздуха, показания к применению его на производстве. Гигиенические требования к производственной вентиляции. (6 часов).
2. Гигиенические основы производственного освещения. Основные светотехнические понятия и единицы. Основные зрительные функции и их зависимость от освещенности. Виды производственного освещения. Гигиеническое нормирование. (6 часов).
3. Методы организации и проведения предупредительного санитарного надзора при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Гигиеническая оценка проектов и санитарный контроль за строительством. (6 часов).
4. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Понятия об основных и дополнительных СИЗ, гигиенические требования к ним. Спецодежда, спецобувь, средства защиты глаз, головы, органов слуха и дыхания. Методы оценки эффективности. (6 часов).
5. Вопросы гигиены труда женщин и подростков. Влияние вредных факторов производственной среды на женский организм. Особенности гигиены труда подростков. Основные противопоказания к применению труда женщин и подростков. Законодательства по охране труда женщин и подростков. (6 часов).
6. Гигиена труда в сельскохозяйственном производстве, животноводстве. Технологии, вредные и опасные производственные факторы, состояние здоровья, заболеваемость и травматизм работающих. (6 часов).
7. Гигиена в горнодобывающей промышленности. Основные способы добычи полезных ископаемых. Характеристика условий труда. Общая и профессиональная заболеваемость .(6 часов).
8. Гигиена труда в металлургии. Основные производственные процессы, используемое оборудование. Ведущие вредные факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная заболеваемость металлургов, производственный травматизм. (6 часов).
9. Гигиена труда в машиностроении. Производственные процессы, оборудование. Условия труда основных и вспомогательных цехах. Общая и профессиональная заболеваемость. Основные направления оздоровления условий труда.
10. Гигиена труда в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической отраслях промышленности. Технологии, используемое оборудование. Ведущие производственные факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная заболеваемость работающих. (6 часов).
11. Гигиена в промышленности строительных материалов и строительном производстве. Общие характеристики, виды, технологии производства. Основные неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса. Общая и профессиональная заболеваемость рабочих. (6 часов).
12. Гигиена при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. Значение атомной энергии, гигиенические проблемы. Атомная электростанция. Характер радиоактивных отходов. Меры и средства защиты работающих. Медицинское наблюдение за состоянием здоровья, противопоказания к приему на работу. (6 часов).
13. Гигиена труда медицинских работников. Профессиональная заболеваемость. (6 часов).
14. Санитарно-гигиеническое обследование промышленных предприятий (с посещением базовых промышленных предприятий.). Разработка оздоровительных рекомендаций по улучшению условий труда и отдыха работающих, профилактике производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости. (12 часов).

Тематический план лекций по радиационной гигиене для медико -профилактического факультета

1. Введение. Предмет, содержание, история развития радиационной гигиены. Элементы ядерной физики, используемые в радиационной гигиене
2. Основные закономерности биологического действия ионизирующих излучений. Влияние на организм человека
3. Радиационный контроль за радиологическими объектами и окружающей средой. Медицинский контроль за персоналом и населением
4. Принципы гигиенического нормирования ионизирующих излучений и содержания радиоактивных веществ в окружающей среде

Тематический план практических занятий по радиационной гигиене для медико -профилактического факультета

1. Радиометрические методы исследования, применяемые в радиационной гигиене. Исследование радиоактивности препаратов с помощью радиометров Б-4, РКБ-1еМ. Приготовление эталонных препаратов. Определение фона и эффективности счета радиометров. Измерение активности препаратов в тонком и толстом слое.
2. Методы определения радиоактивности воздуха. Способы отбора проб воздуха для оценки удельной радиоактивности аэрозолей и газов. Определение удельной активности воздуха по радону и его дочерним продуктам. Методы определения коротко- и долгоживущих искусственных радиоактивных веществ в воздухе. Устройство, назначение и техника работы с радиометрами газов и аэрозолей РКБ4-1еМ, КРК и др.
3. Методы исследования воды водоемов на содержание радиоактивных веществ. Санитарное обследование поверхностных и подземных водоисточников. Методика отбора проб воды, биологических объектов и донных отложений. Подготовка проб для исследования. Радиометрический и радиохимический анализ проб. Санитарная оценка радиоактивности воды и других водных объектов по отдельным радионуклидам. Методы работы с радиометрами Б-4, РКБ4-1еМ, МКС-01-Р
4. Методы изучения радиоактивности пищевых продуктов. Техника отбора проб различных пищевых продуктов для радиометрических и радиохимических исследований. Радиометрический и радиохимический анализ проб. Санитарная оценка удельной радиоактивности пищевых продуктов по отдельным радионуклидам. Методы работы с радиометрами Б-4, РКБ4-1еМ, МКС-01-Р
5. Методы исследования загрязнения радиоактивными веществами рабочих поверхностей. Изучение методов исследования загрязненности радионуклидами рабочих поверхностей, оборудования, СИЗ, рук и тела работающих. Оценка радиоактивности поверхностей с помощью радиометров УИМ-2, СЗББ-04, МКС-01-Р. Определение радиоактивности рабочих поверхностей методом мазков.
6. Методы оценки радиоактивности строительных материалов. Изучение методов оценки некоторых видов строительных материалов (кирпич, цемент, песок, дерево и др.) с помощью радиометров Б-4, УИМ-2, РКБ4-1еМ, МКС-01-Р. Санитарная оценка уровней радиоактивности строительных материалов.
7. Методы дезактивации. Дезактивация методом коагуляции, фильтрации через обычные и ионообменные фильтры. Дистилляция воды. Дезактивация поверхностей из различных материалов при разных видах загрязнения. Контроль за эффективностью дезактивации с помощью приборов и методом мазков.
8. Методы дозиметрического контроля. Приборы и установки для измерения дозы ионизирующего излучения. Принципы работы приборов, применяемых в санитарной практике. Понятие о «ходе с жесткостью». Контроль мощности дозы внешнего излучения. Устройство и техника работы с дозиметрами, предназначенными для группового дозиметрического контроля: ДКС-04, ДРГ3-04, ДРГ-05М, ДРГ-01Т1, СРП-68-01, СРП-88, ДБГ-01Н, ДБГ-04А, МКС-01-Р. Индивидуальный дозиметрический контроль. Приборы для измерения индивидуальных доз облучения: КИД-2, ИМК-2,3, ИФКУ, термолюминесцентные дозиметры, принцип их действия и назначение.
9. Контроль практических умений (зачетное занятие)
10. Контроль радиационной защиты расчетными методами. Решение ситуационных задач по расчету защиты от воздействия ионизирующих излучений и задач по применению закона радиоактивного распада.
11. Санитарное обследование радиологических объектов по технической документации. Ознакомление с основными нормами документации по проектированию, строительству и эксплуатации радиологических объектов. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов рентгеновского кабинета, радиологического корпуса больницы, отделения телегамматерапии и других радиологических объектов. Защита протоколов экспертизы проектов
12. Санитарное обследование учреждений и предприятий, использующих радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений. Санитарное обследование радиологического отделения больницы, рентгеновского кабинета, радиологических лабораторий и других объектов в натурных условиях по карте санитарного обследования. Составление акта санитарного обследования
13. Гигиена труда и охрана окружающей среды на предприятиях и в учреждениях, использующих радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений. Подготовка научно практических рефератов.
14. Семинарское занятие. Современные проблемы гигиены труда на радиологических объектах и охраны окружающей среды и радиационной защиты населения от воздействия ионизирующих излучений. Защита научно-практических рефератов.
15. Экзамен

Перечень практических навыков, приобретаемых студентами лечебного, педиатрического, медико – профилактического факультетов по профессиональной патологии

1. Умение собирать профессиональный анамнез.
2. Умение критически анализировать материалы, характеризующие санитарно-гигиенические условия труда рабочих различных отраслей промышленности и правильно оценивать отдельные этиологические моменты и факторы производственной среды. (Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда).
3. Умение обследовать больного с подозрением на профессиональное заболевание. (Сбор анамнеза, объективное обследование органов и систем).
4. Умение оформлять истории болезни профессионального больного.
5. Умение интерпретировать результаты;
- термографии;
- электротермометрии;
- холодовой и адреналиновой пробы;
- аудиометрии;
- УЗИ;
- ЭКГ при хронической легочной недостаточности, острых и хронических отравлениях (дистрофия, диффузная гипоксия миокарда, нарушение ритма по проводимости);
- электроэнцефалограммы, реоэнцефалограммы, реовазографии (по готовому заключению специалиста), УЗИ, R-грамм и др.
- лабораторных и радиоизотопных УЗИ исследований функций печени, почек;
- анализа крови, мочи;
- содержание в биосубстратах свинца, ртути, марганца.
6. Знать основы рентгенодиагностики пневмокониозов и читать рентгенограммы больных с основными формами и стадиями силикоза.
7. Уметь выписывать рецепты основных антидотов, применяемых при отравлении промышленными ядами.
8. Уметь проводить медицинское расследование острых и хронических профессиональных заболеваний (составление акта о несчастном случае на производстве, акта расследования острых отравлений и первично выявленного профессионального заболевания
9. Знать организационные принципы и проведения предварительных и периодических медицинских осмотров рабочих промышленных предприятий (Приказы № 90 от 14.03.96 г МЗ и МП РФ, № 83 от 16.08.2004 г. МЗ РФ)

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ


Источник: www.bgmy.ru
Просмотров: 3850 | Добавил: itzwit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024