Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 11:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Январь » 7 » Гутерман :: Профессиональные заболевания рук пианистов
17:53

Гутерман :: Профессиональные заболевания рук пианистов





профессиональные заболевания рук пианистов
Гутерман В. А.

доцент, кандидат искусствоведения,

первый зав.кафедрой специального фортепиано Дальневосточной академии искусств , образованной в 1962 году

Валентина Александровна Гутерман незадолго до войны закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано у Константина Николаевича Игумнова. Была послана на работу в Свердловскую консерваторию. В 1943 году защитила диссертацию на тему "Осязательно-двигательный метод обучения при профессиональных заболеваниях рук пианистов". Официальными оппонентами на ней были профессор Г.Г.Нейгауз и Н.И.Голубовская. На заседании было выступление профессора-хирурга Ф.Р.Богданова и был зачитан отзыв академика Л.О.Орбели.

В пятидесятых годах В.А.Гутерман уехала из Свердловска (Екатеринбург) – сначала в Горький, а позднее, через пятнадцать лет во Владивосток. Заведовала кафедрой специального фортепиано во Владивостокском институте искусств. Читала курс методики, вела камерный ансамбль и специальное фортепиано. Выступала в концертах на радио и в филармонии.

В восьмидесятых годах В.А.Гутерман несколько раз приезжала в Свердловск, встречалась со Светланой Маркиановной Фроловой (доцент Уральской Консерватории, дочь основателя консерватории, композитора Маркиана Петовича Фролова). Светлана Маркиановна показывала своих учеников, а Валентина Александровна подсказывала немало ценного. В один из приездов Валентина Александровна сказала, что начала писать книгу и попросила помочь ей. В конце 1990 года в течение двух месяцев происходила совместная работа над этой книгой.

В начале 90-х годов В.А.Гутерман побывала в Н.Новгороде на встрече с педагогами и студентами, которую организовал профессор Илья Зиновьевич Фридман. Был сделан фильм об этой встрече, где Валентина Александровна рассказывает о своей деятельности и занимается со студентами, у которых болели руки.

В 1993 году Валентины Александровны не стало. Книга В.А.Гутерман «Возращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук» вышла в свет в 1994 году тиражом 15 тысяч экземпляров. Издал книгу Гуманитарно-экологический лицей, г.Екатеринбург, в котором активную деятельность вела С.М.Фролова.

Конспект речи Валентины Александровны Гутерман, записан с видеофильма о встрече педагогов и студентов в Нижнем Новгороде. Встреча была организована профессоромНижегородской Консерватории Ильей Зиновьевичем Фридманом.

«Я, Валентина Александровна Гутерман, училась в Ростове-на-Дону, окончила музыкальное училище. Позже уехала в Москву, училась в Московской консерватории. В начале, на 1 курсе, была у профессора Лукомского, потом он передал меня Народному артисту СССР Константину Николаевичу Игумнову, у которого я окончила эту консерваторию. Была послана на работу в Свердловскую консерваторию (*1938) , где получила класс, а в этом классе было несколько человек с больными руками. Я смотрела на их движение, на это звукоизвлечение и мне их было очень жаль, потому что они не успевали включиться в работу, как уже опять бежали к врачам и на всякие процедуры. Тогда я решила проверить, какая же разница между здоровой и больной рукой, начала трогать больные руки других студентов. Это было довольно частое явление и тогда и сейчас. Я обнаружила, что у них у всех в больной руке имелась, как я назвала, контрактура (*лат. сontractura — стягивание, сужение, сжатие, от contraho — стягиваю), т.е. стянутость, которая у них была почти всегда. Очень редко эту мышцу можно было расслабить. Ко мне начали приводить других учеников с других классов. Я начала систематизировать, и однажды, ко мне пришел Игумновский мой сотоварищ, мы учились вместе с ним. Он посмотрел, как я занимаюсь, и рассказал об этом Мариэтте Сергеевне Шагинян, а она уже познакомила меня с Леоном Отгаровичем Орбели. Это величайший физиолог, говорят, был любимый ученик Павлова. Когда я пришла и начала рассказывать о своих наблюдениях, он не совсем понимал, потому что, когда я говорила «изолированная кисть», он пугался и говорил: «Как, ампутированная?».Немного у нас был разный язык. А потом я дотронулась до его руки и увидела ту контрактуру, которая была у студентов и сказала: «Да у Вас не в порядке рука!». И тут же он сразу превратился в ученика. Он начал жаловаться, что у него скальпель выскакивает, что он не предполагал, что у него есть такая вот контрактура.

Все люди, которые болели лечились длительно, лечились всеми видами физиопроцедур, тут и массаж, и иглоукалывание, и водо-, свето-, электролечение. Врачи сами, после того, когда человек проходил длительное лечение, говорили о том, что надо менять профессию.

У меня в руках написанная мною книга, тут весь мой опыт, тут много случаев, где я вспоминаю некоторых характерных людей. Я имела несколько сотен людей с разными судьбами. Я надеюсь, что эта книга будет издана, и вы увидите

В данный момент я нахожусь в Нижнем Новгороде, где проработала 15 лет. Тут меня встретили коллеги, приготовили студентов для показа. На встречу в Н.Новгород приехали педагоги из разных городов, потому что мало кто помогает музыкантам, а из педагогов, я единственная, которая защитила диссертацию на эту тему. Я вообще считаю и призываю всех педагогов изучать этот профиль (*профессиональные заболевания), который так уродует судьбу людей. И откровенно говоря, я испытываю очень большую радость, когда я могу помочь почти безнадежно потерянным музыкантам, которые теряют свою профессию, всю свою жизнь, которую они прожили, они должны перечеркнуть и начать заниматься чем-то другим».



Источник: www.all-2music.com
Просмотров: 4682 | Добавил: itzwit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024