Гутерман В. А.
доцент, кандидат искусствоведения,
первый зав.кафедрой
специального фортепиано
Дальневосточной академии искусств ,
образованной в 1962 году
Валентина Александровна Гутерман
незадолго до войны закончила Московскую
консерваторию по классу фортепиано у
Константина Николаевича Игумнова.
Была послана на работу в Свердловскую
консерваторию. В 1943 году защитила
диссертацию на тему "Осязательно-двигательный
метод обучения при профессиональных
заболеваниях рук пианистов".
Официальными оппонентами на ней были
профессор Г.Г.Нейгауз и Н.И.Голубовская. На
заседании было выступление профессора-хирурга
Ф.Р.Богданова и был зачитан отзыв
академика Л.О.Орбели.
В пятидесятых годах В.А.Гутерман
уехала из Свердловска (Екатеринбург) –
сначала в Горький, а позднее, через
пятнадцать лет во Владивосток. Заведовала
кафедрой специального фортепиано во
Владивостокском институте искусств.
Читала курс методики, вела камерный ансамбль и специальное
фортепиано. Выступала в концертах на
радио и в филармонии.
В восьмидесятых годах В.А.Гутерман
несколько раз приезжала в Свердловск,
встречалась со Светланой Маркиановной
Фроловой (доцент Уральской Консерватории,
дочь основателя консерватории,
композитора Маркиана Петовича Фролова).
Светлана Маркиановна показывала своих
учеников, а Валентина Александровна
подсказывала немало ценного. В один из
приездов Валентина Александровна сказала,
что начала писать книгу и попросила помочь ей. В конце 1990 года
в течение двух месяцев происходила
совместная работа над этой книгой.
В начале 90-х годов В.А.Гутерман
побывала в Н.Новгороде на встрече с педагогами и студентами,
которую организовал профессор Илья
Зиновьевич Фридман. Был сделан фильм об
этой встрече, где Валентина Александровна
рассказывает о своей деятельности и
занимается со студентами, у которых
болели руки.
В 1993 году Валентины
Александровны не стало.
Книга В.А.Гутерман «Возращение к
творческой жизни. Профессиональные
заболевания рук» вышла в свет в 1994 году
тиражом 15 тысяч экземпляров. Издал книгу
Гуманитарно-экологический лицей, г.Екатеринбург,
в котором активную деятельность вела С.М.Фролова.
Конспект
речи Валентины Александровны Гутерман,
записан с видеофильма о встрече педагогов
и студентов в Нижнем Новгороде. Встреча
была организована профессоромНижегородской Консерватории Ильей
Зиновьевичем Фридманом.
«Я, Валентина Александровна Гутерман, училась в Ростове-на-Дону,
окончила музыкальное училище. Позже
уехала в Москву, училась в Московской
консерватории. В начале, на 1 курсе, была у
профессора Лукомского, потом он передал
меня Народному артисту СССР Константину
Николаевичу Игумнову, у которого я
окончила эту консерваторию.
Была послана на работу в Свердловскую
консерваторию (*1938) , где получила класс, а
в этом классе было несколько человек с
больными руками. Я смотрела на их движение,
на это звукоизвлечение и мне их было очень
жаль, потому что они не успевали
включиться в работу, как уже опять бежали
к врачам и на всякие процедуры. Тогда я
решила проверить, какая же разница между
здоровой и больной рукой, начала трогать
больные руки других студентов. Это было
довольно частое явление и тогда и сейчас. Я обнаружила, что у них у всех в
больной руке имелась, как я назвала,
контрактура (*лат. сontractura — стягивание, сужение,
сжатие, от contraho — стягиваю),
т.е. стянутость,
которая у них была почти всегда. Очень
редко эту мышцу можно было расслабить. Ко
мне начали приводить других учеников с
других классов. Я начала
систематизировать, и однажды, ко мне
пришел Игумновский мой сотоварищ, мы
учились вместе с ним. Он посмотрел, как я
занимаюсь, и рассказал об этом Мариэтте
Сергеевне Шагинян, а
она уже познакомила меня с Леоном
Отгаровичем Орбели. Это величайший
физиолог, говорят, был любимый ученик
Павлова. Когда я пришла и начала
рассказывать о своих наблюдениях, он не
совсем понимал, потому что, когда я
говорила «изолированная кисть», он
пугался и говорил: «Как, ампутированная?».Немного у нас был разный язык. А потом
я дотронулась до его руки и увидела ту
контрактуру, которая была у студентов и
сказала: «Да у Вас не в порядке рука!». И
тут же он сразу превратился в ученика. Он
начал жаловаться, что у него скальпель
выскакивает, что он не предполагал, что у
него есть такая вот контрактура.
Все люди, которые болели лечились
длительно, лечились всеми видами
физиопроцедур, тут и массаж, и иглоукалывание, и водо-,
свето-, электролечение. Врачи сами, после
того, когда человек проходил длительное
лечение, говорили о том, что надо менять
профессию.
У меня в руках написанная мною книга,
тут весь мой опыт, тут много случаев, где я
вспоминаю некоторых характерных людей. Я
имела несколько сотен людей с разными
судьбами. Я надеюсь, что эта книга будет
издана, и вы увидите
В данный момент я нахожусь в Нижнем
Новгороде, где проработала
15 лет. Тут меня встретили коллеги,
приготовили студентов для показа. На
встречу в Н.Новгород приехали педагоги из
разных городов, потому что мало кто
помогает музыкантам, а из педагогов, я
единственная, которая защитила
диссертацию на эту тему. Я вообще считаю и
призываю всех педагогов изучать этот
профиль (*профессиональные
заболевания), который так
уродует судьбу людей. И откровенно говоря,
я испытываю очень большую радость, когда я
могу помочь почти безнадежно потерянным
музыкантам, которые теряют свою профессию,
всю свою жизнь, которую они прожили, они
должны перечеркнуть и начать заниматься
чем-то другим».